Первая страница

СОДЕРЖАНИЕ

2. СОСТОЯНИЕ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Рынок алкогольной продукции отличается стабильным спросом. Его объем составляет около 250 млн. дал при уровне производства напитков в стране примерно 110 млн. дал.

Остается высокий процент неучтенной продукции. По расчетам специалистов объем нелегального производства алкогольных напитков сравнялся с объемами официально учтенной продукции, а по данным Минэкономики России доля нелегальной алкогольной продукции составляет около 70%. В 1996 г. выявлена и пресечена деятельность 2114 подпольных цехов и из незаконного оборота изъято 1307 тыс. дал алкогольных напитков, а в 1997 г. соответственно 2264 цеха и 2943 тыс. дал напитков. Кроме того выявлено 425 фактов незаконного импорта этилового спирта и изъято 556,4 тыс. дал этой продукции против 185,0 тыс. дал в 1996 г. Все эти факты указывают на присутствие на рынке низкокачественной алкогольной продукции.

Выработка напитков в 1995 г. составила 108,9 млн. дал, в 1996 г. она снизилась до 96,2 млн. дал, а в 1997 г. увеличилась до 103,6 млн. дал. В производстве алкогольной продукции преобладают крепкие напитки – водки и ликероводочные изделия, которые составляют 83–85% от общего объема выработки напитков (табл. 1).

 

Таблица 1

Производство, импорт, экспорт алкогольной продукции

млн. дал

Показатель

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

 

алко-гольные напитки

алко-гольные

напитки

в том числе водка и ликероводочные изделия

алко-гольные

напитки

в том числе водка и ликероводочные изделия

водка и ликероводоч-

ные изделия

Производство

108,9

96,2

79,9

103,6

85,9

87,0

Импорт

31,8

11,8

5,0

8,9

1,8

Экспорт

3,9

3,1

3,0

1,4

1,3

 

 

На рынке наметилась устойчивая тенденция снижения доли импортной продукции с 31,8 млн. дал в 1995 г. до 8,8 млн. дал в 1997 г., более чем в 3 раза.

В значительной степени это объясняется снижением спроса на зарубежные товары и объективной оценки продукции потребителем не столько по внешней привлекательности, сколько по качеству. Определенную роль в сокращении импорта напитков сыграло и повышение цен на ввозимую продукцию.

Положительным фактором является уменьшение доли крепких напитков в импорте – с 76% в 1995 г. до 20% в 1997 г. Виноградные вина в импорте составляют 63,7% от общего объема закупок алкогольных напитков.

Экспорт алкогольных напитков из года в год снижается, в основном, за счет сокращения поставок в страны СНГ. В 1997 г. экспорт составил всего 1,4 млн. дал напитков, что в 2,5 раза меньше, чем в 1995 г. Более 80% экспорта напитков приходится на водки и ликероводочные изделия.

Структура потребления алкогольных напитков в стране остается крайне нерациональной (табл. 2).

 

Таблица 2

Структура потребления алкогольных напитков

Алкогольные

В абсолютном алкоголе, % к итогу

напитки

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Водка и ликероводочные изделия

 

82,2

 

75,2

 

75,9

Коньяки

0,6

0,8

0,8

Вина виноградные

3,7

4,2

3,7

Вина плодовые

1,8

2,1

1,6

Вина игристые

1,5

2,7

2,3

Пиво

10,2

15,0

15,7

 

 

Остается высокий процент потребления водки и ликероводочных изделий – 75,9–82,2%. В развитых зарубежных странах доля этих напитков составляет не более 25–40%, а преобладает потребление виноградных вин.

Состояние товарного рынка определяется ценовым индикатором. Цены на алкогольные напитки за период 1991–1997 гг. выросли в 1,4–2,1 раза. Наибольший рост цен произошел на коньяк отечественного производства и стран СНГ (213%), наименьший – на шампанские и игристые вина (143%).

Таким образом, рынок алкогольной продукции России характеризуется уменьшением доли импорта, укреплением конкуренции отечественных напитков, достаточно высоким процентом нелегального оборота и нерациональной структурой потребления.

SpyLOG Rambler's Top100 Яндекс цитирования SUPERTOP Проголосуйте за наш сайт! Cool Top 25 - Халява ! The Best Sites The Best Sites The Best Sites

E-mail: zagruzka@narod.ru



Хостинг от uCoz