2. СОСТОЯНИЕ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Рынок алкогольной продукции отличается стабильным спросом. Его объем составляет около 250 млн. дал при уровне производства напитков в стране примерно 110 млн. дал.
Остается высокий процент неучтенной продукции. По расчетам специалистов объем нелегального производства алкогольных напитков сравнялся с объемами официально учтенной продукции, а по данным Минэкономики России доля нелегальной алкогольной продукции составляет около 70%. В 1996 г. выявлена и пресечена деятельность 2114 подпольных цехов и из незаконного оборота изъято 1307 тыс. дал алкогольных напитков, а в 1997 г. соответственно 2264 цеха и 2943 тыс. дал напитков. Кроме того выявлено 425 фактов незаконного импорта этилового спирта и изъято 556,4 тыс. дал этой продукции против 185,0 тыс. дал в 1996 г. Все эти факты указывают на присутствие на рынке низкокачественной алкогольной продукции.
Выработка напитков в 1995 г. составила 108,9 млн. дал, в 1996 г. она снизилась до 96,2 млн. дал, а в 1997 г. увеличилась до 103,6 млн. дал. В производстве алкогольной продукции преобладают крепкие напитки – водки и ликероводочные изделия, которые составляют 83–85% от общего объема выработки напитков (табл. 1).
Таблица 1
Производство, импорт, экспорт алкогольной продукции
млн. дал
Показатель |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
||
алко-гольные напитки |
алко-гольные напитки |
в том числе водка и ликероводочные изделия |
алко-гольные напитки |
в том числе водка и ликероводочные изделия |
водка и ликероводоч- ные изделия |
|
Производство | 108,9 |
96,2 |
79,9 |
103,6 |
85,9 |
87,0 |
Импорт | 31,8 |
11,8 |
5,0 |
8,9 |
1,8 |
– |
Экспорт | 3,9 |
3,1 |
3,0 |
1,4 |
1,3 |
– |
На рынке наметилась устойчивая тенденция снижения доли импортной продукции с 31,8 млн. дал в 1995 г. до 8,8 млн. дал в 1997 г., более чем в 3 раза.
В значительной степени это объясняется снижением спроса на зарубежные товары и объективной оценки продукции потребителем не столько по внешней привлекательности, сколько по качеству. Определенную роль в сокращении импорта напитков сыграло и повышение цен на ввозимую продукцию.
Положительным фактором является уменьшение доли крепких напитков в импорте – с 76% в 1995 г. до 20% в 1997 г. Виноградные вина в импорте составляют 63,7% от общего объема закупок алкогольных напитков.
Экспорт алкогольных напитков из года в год снижается, в основном, за счет сокращения поставок в страны СНГ. В 1997 г. экспорт составил всего 1,4 млн. дал напитков, что в 2,5 раза меньше, чем в 1995 г. Более 80% экспорта напитков приходится на водки и ликероводочные изделия.
Структура потребления алкогольных напитков в стране остается крайне нерациональной (табл. 2).
Таблица 2
Структура потребления алкогольных напитков
Алкогольные |
В абсолютном алкоголе, % к итогу |
||
напитки |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
Водка и ликероводочные изделия |
82,2 |
75,2 |
75,9 |
Коньяки |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
Вина виноградные |
3,7 |
4,2 |
3,7 |
Вина плодовые |
1,8 |
2,1 |
1,6 |
Вина игристые |
1,5 |
2,7 |
2,3 |
Пиво |
10,2 |
15,0 |
15,7 |
Остается высокий процент потребления водки и ликероводочных изделий – 75,9–82,2%. В развитых зарубежных странах доля этих напитков составляет не более 25–40%, а преобладает потребление виноградных вин.
Состояние товарного рынка определяется ценовым индикатором. Цены на алкогольные напитки за период 1991–1997 гг. выросли в 1,4–2,1 раза. Наибольший рост цен произошел на коньяк отечественного производства и стран СНГ (213%), наименьший – на шампанские и игристые вина (143%).
Таким образом, рынок алкогольной продукции России характеризуется уменьшением доли импорта, укреплением конкуренции отечественных напитков, достаточно высоким процентом нелегального оборота и нерациональной структурой потребления.
E-mail: zagruzka@narod.ru