Первая страница

СОДЕРЖАНИЕ

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

 

В 1991 г. с переходом страны на новые рыночные отношения непродуманная политика в отношении ликвидации государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции привело к тотальному нелегальному ее производству и контрабандному ввозу. Качество напитков резко снизилось. Участились случаи массовых отравлений людей. Доходы государства по данной статье снизились в десятки раз.

Начиная с 1993 г. издана серия Указов Президента страны и Постановлений Правительства, направленных на восстановление государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции. В 1995 г. Государственной Думой принят Федеральный закон Российской Федерации “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”. Закон направлен на защиту экономических интересов страны, обеспечение потребителей в алкогольной продукции, повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства в данной области.

По закону к алкогольной продукции относятся напитки, произведенные с использованием этилового спирта из пищевого сырья с содержанием этанола более 1,5% об. К такой продукции относятся: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки (водки, ликероводочные изделия, коньяк (бренди), ром, виски и другие напитки, произведенные с использованием этилового спирта), вина.

Под оборотом продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции включает многие виды деятельности, основными из них являются:

Под регулированием цен понимается установление минимальных цен на отдельные виды спиртных напитков.

Закупка этилового спирта предприятиям и организациям разрешается в пределах выделенных квот. Квоты определяются исходя из баланса производства этилового спирта и его потребления с учетом заявленных потребностей. При этом суммарный объем квот на спирт, используемый для производства алкогольной продукции, потребляемой на внутреннем рынке страны, не должен превышать аналогичный показатель предыдущего года более чем на 10%.

Экспорт этилового спирта осуществляется только через унитарные предприятия или другие организации, в которых государству принадлежит не менее 51% акций.

На импорт этилового спирта в Россию введен временный запрет до 2002 г. в целях защиты национальных интересов страны.

Доля импортной алкогольной продукции (за исключением вин, коньячных изделий и пива) не должна превышать 10% годового объема реализуемой в стране алкогольной продукции. При этом доля алкогольных напитков с содержанием этилового спирта не более 15% об. должна составлять не менее 60% годового объема ввозимой продукции.

Алкогольная продукция, реализуемая на территории Российской Федерации, должна сопровождаться информацией на русском языке и содержать сведения:

Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% об. подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора (импортная продукция) или специальными марками (отечественная продукция). Не подлежит обязательной маркировке специальными марками алкогольная продукция, поставляемая на экспорт. Освобождается от маркировки сувенирная алкогольная продукция в нестандартной таре, упаковка которой не позволяет нанести специальную марку.

Марка акцизного сбора и специальная марка являются документом государственной отчетности, удостоверяющим легальность производства и оборота алкогольной продукции.

Деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, за исключением розничной продажи, осуществляется только юридическими лицами на основании двух лицензий. Первая лицензия – федеральная, выдается органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ. Данная лицензия действует на всей территории Российской Федерации. Вторая лицензия выдается органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, и действующий, как правило, в пределах данной территории субъекта.

Для получения лицензии на производство алкогольной продукции в лицензирующий орган представляются следующие документы:

Для получения лицензии на осуществление оборота алкогольной продукции, кроме розничной продажи, организация представляет в лицензирующий орган те же документы, за исключением копии информационного письма о включении предприятия в Единый государственный реестр и документа о регистрации основного технологического оборудования.

Лицензии на производство и оборот, кроме розничной продажи, алкогольной продукции выдаются на срок не менее чем три года.

Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются местными органами власти в установленном ими порядке с учетом положений закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”.

В Белгородской области лицензирование розничной торговли алкогольной продукции проводится в соответствии с Постановлением главы администрации области №101 от 24.02.99 г., согласно которого, розничная продажа алкогольных напитков осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии, выданной органами местного самоуправления (Лицензионная палата администрации Белгородской области).

Лицензированию подлежит розничная торговля алкогольными напитками с содержанием этилового спирта более 1,5% об. (кроме пива).

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции выдается на основании следующих документов:

Государственный контроль за соблюдением законодательства в области производства и оборота алкогольной продукции проводится специально уполномоченными Правительством РФ органом исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Государственный контроль включает:

Законодательством предусмотрено изъятие из незаконного оборота и конфискация этилового спирта и алкогольной продукции в случае, если они реализуются:

Конфискованные этиловый спирт и алкогольные напитки, не соответствующие требованиям стандартов подлежат переработке для последующего их использования в технических целях.

В области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции действуют определенные ограничения, в частности, запрещается:

Должностные лица организаций и граждан, нарушающие требования законодательства несут административную ответственность.

Административная ответственность регламентируется законом РФ “Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”.

Использование этилового спирта из непищевого сырья для производства алкогольной продукции влечет за собой наложение штрафа в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) с конфискацией или без нее продукции, оборудования, сырья.

За производство или оборот, включая розничную продажу алкогольной продукции не соответствующей требованиям нормативных документов, предусматривается штраф в размере от одной до двух тысяч МРОТ с конфискацией данной продукции, оборудования и сырья.

Закупка, поставка и хранение алкогольной продукции без аккредитации, а также розничная продажа, хранение и перевозка продукции без установленных транспортных документов, сертификата соответствия (копии), справки к грузовой таможенной декларации влечет наложение штрафа от двухсот до пятисот МРОТ с конфискацией или без нее данной алкогольной продукции.

Поставка алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей требованиям стандартов, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот МРОТ с конфискацией данной продукции.

Выпуск алкогольной продукции без маркировки, а также ее купля-продажа, влечет наложение штрафа от двухсот до пятисот МРОТ с конфискацией данной продукции.

За нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции предусмотрен штраф в размере от ста до двухсот МРОТ.

Административные правонарушения рассматриваются в пределах установленных полномочий налоговыми органами, органами внутренних дел, налоговой полиции, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственной инспекции по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.